"Краткая биография в шести религиях" - удивительный фанфик. Честно слово. Просто наслаждаться каждой строкой и смаковать каждое слово. А еще с этим фиком у меня случилась странная штука: я не могу воспринимать его как отдельное произведение, у меня он складывается другими фиками moody flooder с этих Баек - "Про пса, который гулял сам по себе", "Что стоит сделать в Чистилище, раз ты все равно уже умер" и ее переводом "Мы могли быть героями". Создалась эдакая единая картина мира легенд, стоящего за миром СПН.
(правда, эту рецензию я дописывала под температурой, так что могло куда-то меня унести не в ту степь )Есть истории правдивые, есть не очень, есть чуть-чуть приукрашенные, есть полностью выдуманные...Есть истории правдивые, есть не очень, есть чуть-чуть приукрашенные, есть полностью выдуманные. Чем старше история, чем дольше она «живет» среди людей, чем больше у нее пересказчиков, тем сложнее узнать, где же правда. «Краткая биография в шести религиях» - как раз о том, с чего все началось. А началось все, как решил автор, с Гавриила. Архангел-шутник просто не мог не воспользоваться ситуацией и не создать религию. Хотя, нет, религии вышли случайно, Гавриил всего лишь рассказывал истории, просто его истории начинали жить собственной жизнью.
Проходят века, но ничего не меняется в том, как Гейб начинает свои байки.
Истинно, истинно вам глаголю… а, черт с ним. Я расскажу вам историю, и это будет правда.
Эти слова звучат вначале каждой части – как заклинание. Люди прислушиваются, кое-что запоминают. Ну как же! Им ведь говорят правду! И пусть рассказчик не заслуживает доверия – не может же архангел явиться в своем истинном обличье – но при случае можно будет щегольнуть новой сказкой. Интересно показано, как одна религия вытесняет другую.
Божки-терафимы будут прислушиваться, а потом прислушиваться станет некому.
В них перестали верить, и этим существам пришлось исчезнуть.
Первые три «религии» разделены в фанфике на две части. Вначале идет повествование о том, как Гавриил рассказывает свои истории людям, а потом он обсуждает случившееся со своими братьями. И вдруг из этих разговоров создается понимание, что Гейб не стал бы «играть» с людьми, если бы не они. Он пытается защитить их: люди будут верить в них, а значит, они станут сильнее. Но кроме того, он пытается изменить то, во что они верят.
- Ты умрешь, - говорит Рафаил. – Твой брат убьет тебя.
Раз за разом, рассказ за рассказом, религия за религией Гавриил повторяет эту историю. Видимо, братоубийство – сильнейший мировой сюжет, и люди готовы передавать его и вписывать в новую веру. Конечно, вряд ли источник этого – сам Гейб. Люцифер – брат, который отличается от остальных – рассказывает людям иные истории.
И только потом узнает чуждость первозданной темноты в новых чертах Люцифера. Гнев, - понимает он, так четко, будто не понимает, а вспоминает: гневом назовут это чувство.
При чтении просто нельзя оторваться от того, как «пересказаны» библейские и мифические истории. Иносказательные стихи Энума Элиш и Старшей Эдды, сухие строки Ветхого и Нового заветов и Корана наполняются характерами и мыслями персонажей легенд. Они оживают. Авраам волнуется, ему «кажется, что на плечах своих он сейчас держит землю». Захария, которому Гавриил сообщает о беременности его старой жены, чуть не наподдал архангелу. Купец купился на сотню девственниц. Сигюн безумно устала от своей бесконечной работы. Локи сам впускает Гейба, лишь бы не испытывать больше мук, на которые его обрекли боги. Легендарные тексты цитируются, но эти цитаты так умело прячутся среди слов Гавриила, что кажется, будто он действительно мог так говорить. Но, конечно, Гейб не был бы Гейбом, если бы не шутил:
Если услышите, что я родил восьминогую лошадь, - так и знайте, что это метафора.
После того, как с помощью Гавриила ангелам удалось поймать Люцифера в клетку, Гейб уходит из рая и находит себе новой тело и новую работу – быть древним скандинавским богом-трикстером Локи, характер которого как нельзя лучше соответствует характеру архангела. Да, это удивительная деталь фанфика: мы можем говорить о характерах богов. Все-таки Гейб – эпизодический персонаж, так что автор гениально наполняет его, делает личностью.
Гавриил веселится, прячется среди разных человеческих вер, но мотив братоубийства настигает его везде. Вот уже и Люцифер в клетке, а братья все равно оказываются по разные стороны в войнах. Повторяющаяся фраза вначале каждой части и этот мотив пронизывают весь фик.
Последняя часть одновременно забавная и грустная. Прошли века, а Гавриил продолжает рассказывать свои истории. Они пережили своих героев и переживут его самого.
От фанфика остается послевкусие. Хочется возвращаться к нему, медленно прочитывать предложения и смаковать каждое слово. Даже не знаю, почему, но создалось впечатление, будто Гавриил – и есть Бог. Гейб, великий выдумщик, придумал его, вставил в свои истории. Именно он был от начала мира и будет до конца.