Сразу предупрежу: то, что идет ниже, не литературоведческая работа. Там не будет долгих цитирований, доказательств и всего прочего. Это, скорее, эссе.
Я люблю Акунина. И Фандорина.
Вешаю, потому что попросили показать
Не главный герой
Не главный герой
Обзор серии детективных романов Б. Акунина «Приключения Эраста Фандорина»
Если спросить, кто главный герой, например, романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», то любой, даже мало читавший и мало сведущий в логике, человек ответит: «Гулливер». Это просто как дважды два. Главный герой «Приключений Буратино» - Буратино, «Человека - невидимки» - человек–невидимка… Элементарно, Ватсон! Пора задавать каверзный вопрос: кто главный герой детективного сериала Б. Акунина «Приключения Эраста Фандорина»? Есть три попытки. Первая – конечно, Эраст Фандорин. Не совсем так. Тогда вторая – не Фандорин? Тоже не совсем так. Третий вариант придумать трудно. Но он есть.
Эраст Петрович Фандорин – главный герой только одного романа Б. Акунина «Азазель». В остальных книгах он, конечно, есть, но он… не то чтобы второстепенный, но все же не главный герой. Не верите? Посмотрим.
Главный герой «Турецкого гамбита» - девушка Варя Суворова, приехавшая на фронт за своим женихом. Именно ее глазами читатель видит Фандорина, и когда тот в своих расследованиях надолго исчезает из военного лагеря, то ни Варя, ни мы не знаем, где он.
В «Левиафане» вообще главных героев пятеро: это комиссар Гош и подозреваемые пассажиры корабля – и они меняются от главы к главе.
Вторая часть «Смерти Ахиллеса» - исповедь убийцы Ахимаса и история его встречи со своей последней, но неудачной жертвой - Фандориным.
В книге «Особые поручения» две повести – и обе не с Эрастом Петровичем в главной роли: в «Пиковом валете» - мошенник Момус и Анисий Тюльпанов, он же и Декоратор – герои одноименной повести.
В «Статском советнике» Фандорин как будто бы и становится главным героем, но все же в большей части книги главный герой – террорист Грин.
Роман «Коронация, или Последний из романов» - дневник императорского камердинера.
Два параллельных детектива «Любовник Смерти» и «Любовница Смерти» (оба они разворачиваются в одно время) и два главных героя – Сенька Скориков и Маша Миронова – Коломбина.
Семь романов, две повести и море главных героев. А как же Фандорин?! Фандорин во всех романах, конечно же, есть! Но скорее в качестве схемы для раскрытия преступлений – очень интересной, очень милой, беспредельно живой, но все же схемы. Эраст Петрович обладает огромным количеством разных подробностей жизни. У Акунина он, можно сказать, «одомашнен», что ли. Множество странностей делают его действительно реальным: то он ни с того ни с сего хлопает в ладоши, то рисует японские иероглифы – чудак! Но все великие (литературные!) сыщики - великие чудаки: кто играет на скрипке, кто доказывает всем, что он не француз, а бельгиец. Причем все эти детали появляются в Фандорине после единственного романа, где он – главный герой, - после «Азазель». А с «Турецкого гамбита» он, хоть и становится все интереснее и индивидуальнее, теряет свое главенство.
Не правда ли, удивительно?
В описаниях посторонние люди не всегда благосклонны к Эрасту Петровичу: кому-то он кажется зазнавшимся франтом, кому-то наивным мальчишкой, кому-то стареющим ловеласом. Проведем свое расследование: где, когда и, главное, почему Фандорин превращается в объект для насмешек окружающих. Как же Автор мог такое допустить?!
При ближайшем рассмотрении заметно, что смещение «главности» с Фандорина на другие персонажи происходит еще в последнем абзаце «Азазеля»: здесь сыщика мы видим чужими глазами, и в восприятии посторонних он «мертвецки пьян». Но еще в предпоследнем абзаце все было на своих местах! Что же в этот момент произошло? Взрыв. Смерть Лизы.
Складывается впечатление, что Фандорин на секунду вырвался из-под опеки Автора, натворил дел из-за своей юношеской порывистости, а когда писатель вернулся, ничего уже нельзя было поправить. Милая девушка Лиза была уже мертва. И Автор не смог этого простить Фандорину. В этот момент Акунин действительно стал Злым Человеком (от японского Акунин – злой человек. - Прим. автора). Он напомнил Эрасту Петровичу и то, что тот нарушил обещание, данное мадам Эстер, - не преследовать членов «Азазеля». Виновный должен быть наказан: Фандорин «исключен» из главных героев романов.
Сознание этой вины мучает Эраста Петровича. Никогда в жизни он больше не нарушит обещания, каким бы глупым оно ни казалось.
Удача уводит Эраста Петровича из дома незадолго до взрыва. Но удача ли?
Странное везение всегда отводит от Фандорина смерть: то часы падают на даму с пистолетом («Турецкий гамбит»), то из двух пистолетов Эрасту Петровичу достается именно заряженный («Смерть Ахиллеса»), то он случайно прыгает в другую сторону от скамейки, где сидел убийца («Статский советник»). Автор хранит героя. Но зачем? Зачем жить и как после смерти любимой?
Чтобы ловить преступников? Но удивительное дело: им всегда удается избежать наказания. Фандорин никак не может довести все до суда, а если и доводит, то найдется хороший адвокат, который поможет мошенникам («Пиковый валет»). Это для Эраста Петровича и виновного доказательств хватает, а для суда маловато. Для справедливости у Фандорина есть только одна возможность – самосуд, как в деле с Декоратором, но и этот выход не так уж хорош, если учесть, какова цена: Ангелина (одна из по-настоящему любимых женщин Эраста Петровича) уходит от него в монастырь.
Задача фандоринской схемы – служение справедливости, но она не достижима. Жизнь без цели. Но и умереть нельзя – удача никогда не изменяет сыщику.
Это бесконечное везение становится для Фандорина наказанием. Не только смерть избегает его, но и старость: от романа к роману его описание практически не меняется (в «Любовнице смерти», где он носит прозвище Принц Гэндзи, мы догадываемся, что это Фандорин, только по внешнему виду). Варвара Суворова («Турецкий гамбит») дает ему очень правильное определение – «замороженный». Действительно: холодность в общении, седые виски будто подернуты инеем.
Его друзья и знакомые стареют (князь Долгорукой), погибают (Анисий Тюльпанов), исчезают из его жизни (Ангелина в «Декораторе»), а он все тот же. Конечно, он не так постоянен, как, например, раз и навсегда сложившиеся характеры сыщиков Агаты Кристи или шпионов – суперменов а ля Джеймс Бонд. Русская литература имеет слишком богатую традицию: наши герои всегда предстают в движении, в изменении.
Акунин смеется над вечной мечтой человека о бессмертии. Его Фандорин «бессмертен», но рад ли он этому. Автор изобретает для Эраста Петровича изощренное наказание. В истории литературы есть еще один бессмертный и в этом несчастный герой – Агасфер. Это персонаж средневековой легенды, которому было отказано в покое могилы, он обречен скитаться из века в век… Но для Фандорина же «бессмертие» не только наказание, но и шанс искупления вины: несмотря ни на что он находит способ избавить мир от таких мерзких личностей, как Декоратор.
Казалось бы, пора и простить героя!
Но новый роман «Алмазная колесница», на мой взгляд, – вещь пронзительно тоскливая. Здесь две части – два тома – «Ловец стрекоз» и «Между строк». Как и обещал Акунин (помните, в начале каждой книги: «великосветский детектив, декадентский детектив, этнографический детектив, мистический детектив…»), это – этнографический детектив, особенно его вторая часть, посвященная пребыванию Фандорина в Японии. Когда впервые берешь в руки эту книгу, становится непонятно, почему первая часть – 1905 год, а вторая – 1878. Нарушение логики! Ни в коем случае!
Этот роман можно рассматривать и по-другому: действительно расследование 1905 года заканчивается только на последней странице второй части. Именно здесь мы узнаем, какое же письмо было написано Василием Рыбниковым, или Акробатом, а на самом деле японским шпионом Эрасту Петровичу Фандорину. Но Акробат не только японский шпион, но и сын Фандорина… Сын, о котором он не знал и которого не узнал… Сын, который сообщил о себе только в своем предсмертном письме (последняя страница второй части романа). Теперь уже читатель обвиняет Фандорина – как он мог! всегда такой честный! чистенький! и вдруг такое! «Между строк» и особенно письмо – как оправдание Эраста Петровича: он не мог поступить иначе. Удача опять отвела от него смерть: он не мог жениться на японке, которую любил, иначе ее семья вынуждена была бы его убить. Но и они понимали, что Фандорин просто так не уедет, поэтому инсценировали ее смерть. Обо всем этом мы узнаем из прощального письма.
1905 год – Русско-японская война. Отец и сын по разные стороны баррикад. Они не могут быть вместе. Но сын ищет отца не для того, чтобы обнять его, он должен передать фразу от своей матери: YOU CAN LOVE. Ты можешь любить… Эта фраза имеет много значений, в зависимости от логического ударения.
Для японки только Фандорин оказался способным на любовь. Только ТЫ и никто другой. Это раз.
Эраст Петрович, «замороженный», после смерти Лизы уверен, что не способен на любовь. Но его японка знает, что он МОЖЕТ любить. Это два.
Фандорин – удивительный человек, он может прыгать с огромной высоты, бесшумно двигаться. Он может и ЛЮБИТЬ, хотя был убежден в обратном. Это три.
Письмо Акробата – это катарсис, как говорят литературоведы, или момент очищения, всей серии детективов. Фандорин прощен. Несмотря на то, что письмо было сожжено.
И кажется, что Злой Человек на секунду улыбнулся Фандорину.