Душа неприкаянная
Еще одна рецензия. Фанфик уж очень необычным оказался, захотелось поразмышлять над этим.
Говорят, перед смертью вся жизнь проносится перед глазами. Конечно, никто об этом не узнает, а если и узнает, то никогда не расскажет, потому что смерть не позволит это сделать...Говорят, перед смертью вся жизнь проносится перед глазами. Конечно, никто об этом не узнает, а если и узнает, то никогда не расскажет, потому что смерть не позволит это сделать. Зато кинематографисты обожают пользоваться подобным приемом. Показать умирающего героя, а потом дать поток едва уловимых глазом кадров из его жизни. Зритель не сможет осознать каждый из них, сумеет выделить лишь некоторые, но поймет, что все это было и прошло. Писателям сложнее. Как показать, что вся жизнь пронеслась перед глазами героя? Просто написать это штампованное предложение и не уточнять, что именно ему вспомнилось – какие мгновения жизни были важнее для него, какие давно вытерлись из памяти? Фанфик «Фокус с окончательным исчезновением» - попытка показать последние секунды жизни Бэлы Тэлбот.
Девятнадцать абзацев, объединенных в девять маленьких частей, в каждой из которых своя тема-мгновение. Всего двадцать семь предложений, показавших жизнь Бэлы от первых воспоминаний детства до последних секунд, когда за ней приходят адские псы. Каждый раз, ставя точку, автор будто разрешает читателю сделать вдох, набрать воздуха, чтобы пуститься в следующее предложение.
Первые мгновения, которые проносятся перед глазами героини – детство. Солнечное и яркое. Эти воспоминания буквально пронизаны светом. Слова «солнце», «игра света и воздуха», «пульсирующее свечение», «поющий зенит» и другие только усиливают это впечатление. И все-таки сюда, в детское восприятие вклиниваются «взрослые» ощущения: «камуфляжные пятна», «Пизанская башня», «галлюцинаторное солнце» - это уже слова из мира выросшей Бэлы. Она многое видела и на многое сморит иначе.
На смену бесконечному солнцу приходит переезд на новое место. Но и здесь радость еще сохраняется. Ничто не предвещает последующих событий. Бэла – тогда еще Эбигэйль – много смеется.
Но вот все меняется. Она замечает, что взрослеет, и это замечает не только она. Насилие отчима, его слова при этом, мысли Бэлы, мелкие детали, которые выхватил ее взгляд и которые навсегда запечатлела ее память – все это в одном предложении. В одном бесконечном предложении. Поначалу кажется, что подобные фразы тяжело читать, но уже с первых слов проваливаешься в текст и не можешь вырваться. Точка в конце ощущается как возможность «вынырнуть» из описываемой гадкой ситуации. Сделать короткий вдох, чтобы продолжить чтение. В воспоминаниях Бэлы нет чувств, только мысли – сбивчивые, перескакивающие с темы на тему. В это предложение-насилие искусно вписаны слова отчима, которые в любом другом произведении оказались бы в отдельных предложениях в виде прямой речи. То, что они «вклеены» в текст, делает их чем-то вроде развернутых определений: «И где же твоей бедной матери уследить за этим?» «Не дергайся, маленькая сучка, хочешь, чтобы твоя мать узнала?»
Бэла осознает, что она не ребенок. В тексте это любопытно передано через образ ставшего узким сиденья качели. Теперь детские игрушки уже не для нее. Вот и все, нет беззаботности. Именно здесь, на качели Бэла встречает демона, скупающего души, в теле маленькой девочки. Она больше помнит саму девочку Конни, чем процесс сделки, которого она тогда не понимала.
Похороны родителей – короткое предложение. Возможность отдышаться и попытаться понять, что же случилось. Этот момент облегчения и осознания, надо сказать, длится долго. Ей кажется, что еще полно времени, поэтому в ее жизни появляется Трэвис, потом Трой, но вот проходят первые пять лет и приходит ощущение, что время ускоряется.
Следующая часть посвящена охотникам. Бэла ищет свое место в их мире. Она воспринимает их как «особую частоту», и «область применения знаний», и «образ жизни», и «экологическую нишу». То есть Бэла подходит к охотникам с логической точки зрения. Она не считается с эмоциональной стороной охоты, боится увидеть причины прихода на путь охоты. Она видит в сверхъестественном возможность извлечь выгоду.
И вот конец: время ускоряется настолько, что мгновения ее жизни проскакивают за одно биение сердца. Последние абзац – это одно предложение, в котором сплелись и целящийся в Бэлу Дин, и ее понимание схожести их движения в сторону ада, и осознание, что Винчестеры, единственные люди, которые могли ей помочь, столько раз преданы, что больше не поверят ей и не помогут. В этом последнем предложении кажется, что смысл ускользает, и если ты пытаешься его уловить, то будто двигаешься против течения. Но потом ты отдаешься потоку и несешься вперед, выхватывая значения из накладывающихся друг на друга фраз. Знаки препинания, конечно, делят этот абзац на смысловые куски, но отсутствие точки будто не дает сделать полноценный вдох, пока не достигнешь конца.
При всей сложности текста – действительно трудно читать эти бесконечные предложения, где смыслы наворачиваются друг на друга – фанфик проскакивает перед глазами в секунды, в те самые, которые были у Бэлы. Возможно, это только ощущение, но текст стремительно несется вперед. Намеки на события сериала, в которых участвовала героиня, действуют как кадры в киносцене, где авторы решили показать мгновения перед смертью: демон с красными глазами в теле девочки, кроличья лапка, Гордон, который охотится на Винчестеров по наводке Бэлы, ФБР, кража кольта, призрак мертвого матроса и Дин, обещающий, что при следующей встрече убьет ее, - все это мелькает за последнее предложение.
Прочитав, смотришь на счетчик и не веришь глазам – больше четырех тысяч слов, которые пронеслись незаметно, но при этом отчетливо создали образ Бэлы и, как ни удивительно, образ Дина. Его, фактически, здесь нет. Он появляется исключительно в мгновениях-воспоминаниях героини, но при этом он – будто якорь в последнем предложении. Бэла постоянно сравнивает себя с ним. Себя и свою ситуацию со сделкой. Они похожи и не похожи. Они оба бегут в одну сторону, их пункт назначения один и тот же. И хотя они двигаются с разной скоростью, они окажутся в аду почти в одно время. Несмотря на это Бэле в последние мгновения кажется, что Дин приветствует ее с той стороны. В отличие от нее, которая готова была пойти на любую новую сделку с демоном, лишь бы избежать ада, Дин может принять, что ему не удастся ничего изменить.
Но на самом деле фанфик начинается не с первыми словами текста, а выше, с названия. Именно оно задает восприятие произведения. Оно – будто свернутая формула происходящего. «Фокус с окончательным исчезновением». Фокус – иллюзия. Он основан на обмане, однако в фанфике никакого обмана нет: Бэла действительно исчезает, потому что время ее сделки истекло. Так почему же фокус? Возможно, потому что Бэла сама боится посчитать происходящее реальностью. Она видит проносящиеся перед глазами мгновения жизни и не желает думать, что они – последние. Ей хочется задержаться в детстве, в юношестве, даже если воспоминания об отчиме ей неприятны. Конечно, она понимает, что происходит. Бэла – умная, язвительная героиня, поэтому она называет происходящее фокусом – насмехаясь и над собой, и над окружающими (такими как Трэвис и Трой в ее жизни), которые не понимают, что происходит. Как в настоящем фокусе, пока все смотрят не за той рукой, совершается подлог. Эта «не та рука» может восприниматься на разных уровнях текста. С точки зрения содержания никто из знакомых Бэлы не знал, что она сделала и чем все для нее закончится. Конечно, такое сложно предположить, но никто даже не замечал, что с ней что-то не так. С точки зрения стиля фокус тоже «срабатывает». Читатель зацикливается на бесконечных предложениях, тратит все свое внимание на попытки не упустить их смысл – и пропускает момент, когда появляются адские псы. То есть само понимание, что все эти двадцать семь предложений – последние мгновения жизни героини, приходит как раз на последних словах фанфика. Она исчезает, как и заявлено в названии.
Фокус Бэлы «удался», но аплодисментов для нее не будет, а вот автору хочется поаплодировать. Структурную и стилевую сложность можно считать как достоинством, так и недостатком: не всякий читатель захочет окунуться в четыре тысячи слов без экшена и диалогов, где весь сюжет строится на воспоминаниях героини, - но нельзя не отметить смелость автора, который избрал такую трудную форму.
Говорят, перед смертью вся жизнь проносится перед глазами. Конечно, никто об этом не узнает, а если и узнает, то никогда не расскажет, потому что смерть не позволит это сделать...Говорят, перед смертью вся жизнь проносится перед глазами. Конечно, никто об этом не узнает, а если и узнает, то никогда не расскажет, потому что смерть не позволит это сделать. Зато кинематографисты обожают пользоваться подобным приемом. Показать умирающего героя, а потом дать поток едва уловимых глазом кадров из его жизни. Зритель не сможет осознать каждый из них, сумеет выделить лишь некоторые, но поймет, что все это было и прошло. Писателям сложнее. Как показать, что вся жизнь пронеслась перед глазами героя? Просто написать это штампованное предложение и не уточнять, что именно ему вспомнилось – какие мгновения жизни были важнее для него, какие давно вытерлись из памяти? Фанфик «Фокус с окончательным исчезновением» - попытка показать последние секунды жизни Бэлы Тэлбот.
Девятнадцать абзацев, объединенных в девять маленьких частей, в каждой из которых своя тема-мгновение. Всего двадцать семь предложений, показавших жизнь Бэлы от первых воспоминаний детства до последних секунд, когда за ней приходят адские псы. Каждый раз, ставя точку, автор будто разрешает читателю сделать вдох, набрать воздуха, чтобы пуститься в следующее предложение.
Первые мгновения, которые проносятся перед глазами героини – детство. Солнечное и яркое. Эти воспоминания буквально пронизаны светом. Слова «солнце», «игра света и воздуха», «пульсирующее свечение», «поющий зенит» и другие только усиливают это впечатление. И все-таки сюда, в детское восприятие вклиниваются «взрослые» ощущения: «камуфляжные пятна», «Пизанская башня», «галлюцинаторное солнце» - это уже слова из мира выросшей Бэлы. Она многое видела и на многое сморит иначе.
На смену бесконечному солнцу приходит переезд на новое место. Но и здесь радость еще сохраняется. Ничто не предвещает последующих событий. Бэла – тогда еще Эбигэйль – много смеется.
Но вот все меняется. Она замечает, что взрослеет, и это замечает не только она. Насилие отчима, его слова при этом, мысли Бэлы, мелкие детали, которые выхватил ее взгляд и которые навсегда запечатлела ее память – все это в одном предложении. В одном бесконечном предложении. Поначалу кажется, что подобные фразы тяжело читать, но уже с первых слов проваливаешься в текст и не можешь вырваться. Точка в конце ощущается как возможность «вынырнуть» из описываемой гадкой ситуации. Сделать короткий вдох, чтобы продолжить чтение. В воспоминаниях Бэлы нет чувств, только мысли – сбивчивые, перескакивающие с темы на тему. В это предложение-насилие искусно вписаны слова отчима, которые в любом другом произведении оказались бы в отдельных предложениях в виде прямой речи. То, что они «вклеены» в текст, делает их чем-то вроде развернутых определений: «И где же твоей бедной матери уследить за этим?» «Не дергайся, маленькая сучка, хочешь, чтобы твоя мать узнала?»
Бэла осознает, что она не ребенок. В тексте это любопытно передано через образ ставшего узким сиденья качели. Теперь детские игрушки уже не для нее. Вот и все, нет беззаботности. Именно здесь, на качели Бэла встречает демона, скупающего души, в теле маленькой девочки. Она больше помнит саму девочку Конни, чем процесс сделки, которого она тогда не понимала.
Похороны родителей – короткое предложение. Возможность отдышаться и попытаться понять, что же случилось. Этот момент облегчения и осознания, надо сказать, длится долго. Ей кажется, что еще полно времени, поэтому в ее жизни появляется Трэвис, потом Трой, но вот проходят первые пять лет и приходит ощущение, что время ускоряется.
Следующая часть посвящена охотникам. Бэла ищет свое место в их мире. Она воспринимает их как «особую частоту», и «область применения знаний», и «образ жизни», и «экологическую нишу». То есть Бэла подходит к охотникам с логической точки зрения. Она не считается с эмоциональной стороной охоты, боится увидеть причины прихода на путь охоты. Она видит в сверхъестественном возможность извлечь выгоду.
И вот конец: время ускоряется настолько, что мгновения ее жизни проскакивают за одно биение сердца. Последние абзац – это одно предложение, в котором сплелись и целящийся в Бэлу Дин, и ее понимание схожести их движения в сторону ада, и осознание, что Винчестеры, единственные люди, которые могли ей помочь, столько раз преданы, что больше не поверят ей и не помогут. В этом последнем предложении кажется, что смысл ускользает, и если ты пытаешься его уловить, то будто двигаешься против течения. Но потом ты отдаешься потоку и несешься вперед, выхватывая значения из накладывающихся друг на друга фраз. Знаки препинания, конечно, делят этот абзац на смысловые куски, но отсутствие точки будто не дает сделать полноценный вдох, пока не достигнешь конца.
При всей сложности текста – действительно трудно читать эти бесконечные предложения, где смыслы наворачиваются друг на друга – фанфик проскакивает перед глазами в секунды, в те самые, которые были у Бэлы. Возможно, это только ощущение, но текст стремительно несется вперед. Намеки на события сериала, в которых участвовала героиня, действуют как кадры в киносцене, где авторы решили показать мгновения перед смертью: демон с красными глазами в теле девочки, кроличья лапка, Гордон, который охотится на Винчестеров по наводке Бэлы, ФБР, кража кольта, призрак мертвого матроса и Дин, обещающий, что при следующей встрече убьет ее, - все это мелькает за последнее предложение.
Прочитав, смотришь на счетчик и не веришь глазам – больше четырех тысяч слов, которые пронеслись незаметно, но при этом отчетливо создали образ Бэлы и, как ни удивительно, образ Дина. Его, фактически, здесь нет. Он появляется исключительно в мгновениях-воспоминаниях героини, но при этом он – будто якорь в последнем предложении. Бэла постоянно сравнивает себя с ним. Себя и свою ситуацию со сделкой. Они похожи и не похожи. Они оба бегут в одну сторону, их пункт назначения один и тот же. И хотя они двигаются с разной скоростью, они окажутся в аду почти в одно время. Несмотря на это Бэле в последние мгновения кажется, что Дин приветствует ее с той стороны. В отличие от нее, которая готова была пойти на любую новую сделку с демоном, лишь бы избежать ада, Дин может принять, что ему не удастся ничего изменить.
Но на самом деле фанфик начинается не с первыми словами текста, а выше, с названия. Именно оно задает восприятие произведения. Оно – будто свернутая формула происходящего. «Фокус с окончательным исчезновением». Фокус – иллюзия. Он основан на обмане, однако в фанфике никакого обмана нет: Бэла действительно исчезает, потому что время ее сделки истекло. Так почему же фокус? Возможно, потому что Бэла сама боится посчитать происходящее реальностью. Она видит проносящиеся перед глазами мгновения жизни и не желает думать, что они – последние. Ей хочется задержаться в детстве, в юношестве, даже если воспоминания об отчиме ей неприятны. Конечно, она понимает, что происходит. Бэла – умная, язвительная героиня, поэтому она называет происходящее фокусом – насмехаясь и над собой, и над окружающими (такими как Трэвис и Трой в ее жизни), которые не понимают, что происходит. Как в настоящем фокусе, пока все смотрят не за той рукой, совершается подлог. Эта «не та рука» может восприниматься на разных уровнях текста. С точки зрения содержания никто из знакомых Бэлы не знал, что она сделала и чем все для нее закончится. Конечно, такое сложно предположить, но никто даже не замечал, что с ней что-то не так. С точки зрения стиля фокус тоже «срабатывает». Читатель зацикливается на бесконечных предложениях, тратит все свое внимание на попытки не упустить их смысл – и пропускает момент, когда появляются адские псы. То есть само понимание, что все эти двадцать семь предложений – последние мгновения жизни героини, приходит как раз на последних словах фанфика. Она исчезает, как и заявлено в названии.
Фокус Бэлы «удался», но аплодисментов для нее не будет, а вот автору хочется поаплодировать. Структурную и стилевую сложность можно считать как достоинством, так и недостатком: не всякий читатель захочет окунуться в четыре тысячи слов без экшена и диалогов, где весь сюжет строится на воспоминаниях героини, - но нельзя не отметить смелость автора, который избрал такую трудную форму.
@темы: Supernatural
я дополню свою норку с текстом фика этой рецензией как послесловием в книге